ОАО РЖД решило удлинить контейнерные поезда, курсирующие на Восточном полигоне, до 71 условного вагона. Это, по мнению монополии, позволит оптимизировать использование мощности локомотивов и пропускной способности дорог. Но участники рынка говорят, что решение создаст проблемы на стыках с железными дорогами Китая и Монголии, где приняты более короткие составы, поэтому сроки перевозки могут вырасти.
Как узнал “Ъ”, с 10 декабря 2023 года ОАО РЖД телеграммой ввело обязательную длину минимум в 71 условный вагон для контейнерных поездов, формируемых для Восточного полигона (“Ъ” видел телеграмму). В монополии пояснили “Ъ”, что формирование контейнерных поездов стандартной для сети ОАО РЖД длины необходимо для эффективного использования инфраструктуры: «При дефиците пропускной способности Восточного полигона отправление более коротких, к тому же в целом более легковесных контейнерных поездов приведет к неполному использованию мощности локомотива, полезной длины станционных путей и к невыполнению целевых параметров пропуска грузопотока. Для сравнения: один поезд с углем, рудой или удобрениями перевозит в три раза больше груза, чем контейнерный поезд длиной 55 вагонов».
Но участники рынка говорят о проблемах, возникающих в результате на стыке с железными дорогами Китая и Монголии.
В частности, речь идет о крупнейшем погранпереходе с КНР Забайкальск—Маньчжурия. С китайской стороны, поясняет собеседник “Ъ” в отрасли, приходит поезд с импортным грузом длиной 55 вагонов, и необходимость дожидаться накопления 71 вагона увеличивает транзитные сроки.
Директор РТСБ-РУС Александр Баскаков добавляет, что в декабре КНР резко сократила план по приему экспортных поездов из России. На границе уже скопилось около 80 поездов с экспортным грузом, которые «держат» вагоны, запланированные под импорт: «Сроки доставки увеличатся в среднем на 25–30%, что сказывается на привлекательности железнодорожных перевозок для клиентов».
В то же время глава «Транс Синергии» (входит в ЕСП) Станислав Станкевич и собеседник “Ъ” в отрасли отрицают наличие существенных ограничений со стороны Китая на погранпереходе Забайкальск—Маньчжурия. «Те объемы, которые Китай подтверждал по приему и по Забайкальску, и по Монголии, он выдерживает»,— подчеркивает господин Станкевич. Источник “Ъ” при этом добавляет, что в декабре наблюдались ограничения с российской стороны, объясняющиеся необходимостью вывезти обязательные объемы экспортного угля из регионов по указу президента, аварией в Северомуйском тоннеле и морозами.
По его словам, ОАО РЖД уже принимает меры по вывозу скопившихся контейнеров, в ближайшую неделю ожидается улучшение ситуации, а окончательно, по его оценке, она нормализуется ко второй половине февраля.
«В большей степени тревога касается перевозок через Монголию (Наушки—Замын-Ууд),— уточняет Станислав Станкевич,— потому что монгольские железные дороги не принимают поезда длиной 71 условный вагон, и они сразу объявили ОАО РЖД, что, если на Наушки—Сухэ-Батор будут приходить поезда длиной 71 вагон, они будут их расформировывать и везти 57 вагонов с поездной скидкой, а оставшиеся вагоны — повагонными отправками без поездной скидки и с соответствующими сроками доставки до Замын-Ууда». Но пока, признает топ-менеджер, компания не столкнулась с такими проблемами, поскольку все клиенты продолжают ехать по ранее согласованным заявкам поездами длиной 57 вагонов.
В Забайкальск, говорит господин Станкевич, большая часть поездов и так шла длиной 71 вагон, и то, что из Китая приходят поезда на 55 вагонов, проблемой не было, поскольку владеющие там терминалами операторы, например «Трансконтейнер» и «РЖД Бизнес Актив», исторически принимали три китайских поезда и формировали из них два российских с минимальным остатком. В ОАО РЖД утверждают, что ситуация на погранпереходе Забайкальск—Маньчжурия рабочая, напоминая, что перевозки через переход выросли в 2023 году на 32,2%, до 22 млн тонн, в том числе в декабре — на 32,5%, до 1,86 млн тонн.
Инициатива ОАО РЖД в целом позитивна для рынка, говорит собеседник “Ъ” в отрасли, она увеличит провозную способность и доступность локомотивных бригад. С другой стороны, он признает, что это решение может создавать проблемы на ряде погранпереходов, что «может привести к переключению части грузопотока на морские сервисы».